Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по легкой атлетике (9-18)

Содержание
I. Общие положения.
1. Предназначение дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки по легкой атлетике …..……..………………………………………
2. Цель дополнительной образовательной программы спортивной подготовки
по легкой атлетике ..……………………………………………………………..
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по легкой атлетике
3.Сроки реализации………………………………………………………………...
4.Объем программы……………………………...…………………………………
5.Виды обучения……………………………………………………………………
6. Годовой учебно-тренировочный план…………………………………………
7.Календарный план воспитательной работы…………………………………….
8. План мероприятий, направленных на предотвращение допинга в спорте и
борьбу с ним………………………………………………………..………………
9. Планы инструкторской и судейской практики……………………………… ..
10.Планы медицинских и медико-биологических мероприятий………………..
III. Система контроля.
11.Требования к результатам прохождения спортивной подготовки………….
12.Оценка результатов прохождения спортивной подготовки…………………
13.Контрольные и контрольно-переводные нормативы………………………...
IV. Рабочая программа по легкой атлетике
14. Программный материал……………………………………………………….
15. Учебно-тематический план ………………………………………………....
V. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным
спортивным дисциплинам.
16.Особенности осуществления спортивной подготовки и реализации
программы………………………………………………………………………....
VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки по легкой атлетике .
17. Материально-технические условия………………………………………..…
18. Кадровые условия ……………………………………………………………
19. Информационно-методические условия……………………………….….....

I. Общие положения
1. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта
«легкая атлетика» (далее-Программа) предназначена для организации образовательной
деятельности по спортивной подготовке легкая атлетика с учетом совокупности минимальных
требований к спортивной подготовке, определенных федеральным стандартом спортивной
подготовки по виду спорта «легкая атлетика», утвержденным приказом Минспорта России от
16.11.2022 года № 996
(далее – ФССП) в муниципальном бюджетном учреждении
дополнительного образования «Спортивная школа».
2. Целью Программы является достижение спортивных результатов на основе соблюдения
спортивных и педагогических принципов в учебно-тренировочном процессе в условиях
многолетнего, круглогодичного и поэтапного процесса спортивной подготовки, а также развитие и
совершенствование физических качеств и двигательных способностей, улучшение физической
подготовленности и физического развития посредством занятий легкой атлетики.
Программа направлена на отбор одарённых детей, создание условий для их физического
воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний, умений и навыков в
области физической культуры и спорта (в том числе в избранном виде спорта); подготовку к
успешному переводу с этапа на этапы спортивной подготовки, в том числе в дальнейшем для
освоения программ спортивной подготовки; подготовку одарённых детей к поступлению в
образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в
области физической культуры и спорта.
II. Характеристика дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
3.Сроки реализации этапов спортивной подготовки и возрастные границы лиц, проходящих
спортивную подготовку, количество лиц, проходящих спортивную подготовку в группах на этапах
спортивной подготовки
Этапы спортивной
подготовки

Срок реализации
этапов спортивной
подготовки (лет)

Этап начальной подготовки
Учебно - тренировочный этап
(этап спортивной
специализации)

Возрастные границы
Наполняемость
лиц, проходящих
(человек)
спортивную подготовку
(лет)

3

9

10-20

2-5

12

8-16

4.Объем дополнительной образовательной программы спортивной подготовки

Этапный норматив

Количество часов в неделю
Общее количество часов в год

Этапы и годы спортивной подготовки
Учебно-тренировочный этап
Этап начальной
(этап спортивной
подготовки
специализации)
До
Свыше
Свыше
До трех лет
года
года
трех лет
4,5 - 6
6-8
9-14
12-18
234-312

312-416

468-728

624-936

5. Виды (формы) обучения, применяющиеся при реализации Программы:
5.1. Учебно-тренировочные занятия – групповые, индивидуальные, смешанные и иные.
5.2. Учебно-тренировочные мероприятия

№
п/п

1.1

1.2

1.3

1.4

2.1
2.2
2.3
2.4
2.5

Учебно-тренировочные мероприятия.
Предельная продолжительность учебно-тренировочных
мероприятий по этапам спортивной подготовки
(количество суток) (без учета времени следования к
месту проведения учебно-тренировочных мероприятий
Виды учебно- тренировочных
и обратно)
мероприятий
Учебно-тренировочный
Этап начальной подготовки
этап (этап спортивной
специализации)
1. Учебно-тренировочные мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям.
Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке к
международным спортивным
соревнованиям
Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке к
14
Чемпионатам России, кубкам
России, первенствам России
Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке к
14
другим всероссийским
спортивным соревнованиям
Учебно-тренировочные
мероприятия по подготовке к
официальным спортивным
14
соревнованиям субъекта
Российской Федерации
2. Специальные учебно-тренировочные мероприятия.
Учебно-тренировочные
мероприятия по общей и (или)
14
специальной физической
подготовке
Восстановительные мероприятия
Мероприятия для комплексного
медицинского обследования
Учебно-тренировочные
До 21 суток подряд и не более двух учебномероприятия в каникулярный
тренировочных мероприятий в год
период
Просмотровые учебноДо 60 суток
тренировочные мероприятия

5.3. Спортивные соревнования
Требования к участию в спортивных соревнованиях обучающихся:
- соответствие возраста, пола и уровня спортивной квалификации обучающихся положениям
(регламентам) об официальных спортивных соревнованиях согласно Единой всероссийской
спортивной классификации и правилам вида спорта «легкая атлетика»;
- наличие медицинского заключения о допуске к участию в спортивных соревнованиях;
соблюдение общероссийских антидопинговых правил и антидопинговых правил, утвержденных
международными антидопинговыми организациями.
Учреждение направляет обучающегося и лиц, осуществляющих спортивную подготовку, на
спортивные соревнования на основании утвержденного плана физкультурных и спортивных
мероприятий, формируемого в том числе в соответствии с Единым календарным планом
межрегиональных, всероссийских физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, и
соответствующих положений (регламентов) об официальных спортивных соревнованиях.
Объем соревновательной деятельности.
Этапы и годы спортивной подготовки
Виды
спортивных
соревнований
Контрольные
Отборочные
Основные

Этап
начальной
подготовки
до
года
1
-

свыше
года
2
1
1

Учебно-тренировочный этап (этап
спортивной
специализации)
До трех
Свыше
лет
трех лет
4
4
1
2
1
2

Контрольные соревнования позволяют оценивать уровень подготовленности спортсмена. В них
проверяется степень овладения техникой, тактикой, уровень развития двигательных качеств,
психическая готовность к соревновательным нагрузкам. Результаты контрольных соревнований
дают возможность корректировать построение процесса подготовки. Контрольными могут быть
как специально организованные, такие официальные соревнования различного уровня.
Отборочные соревнования проводятся для отбора спортсменов в сборные команды и для
определения участников личных соревнований высшего ранга. Отличительной особенностью
таких соревнований являются условия отбора: завоевание определенного места или выполнение
контрольного норматива, который позволит выступить в главных соревнованиях. Отборочный
характер могут носить как официальные, так и специально организованные соревнования.
Основными соревнованиями являются те, в которых спортсмену необходимо показать
наивысший результат на данном этапе. На этих соревнованиях спортсмен должен проявить
полную мобилизацию имеющихся технико-тактических и функциональных возможностей,
максимальную нацеленность на достижение наивысшего результата, высочайший уровень
психической подготовленности.
Система соревнований для каждой возрастной группы формируется на основе календаря
международных, всероссийских и местных (зональных, областных, городских и т.п.)
соревнований.
5.4. Иные виды (формы) обучения – самостоятельная подготовка, инструкторская практика,
судейская практика, интегральная подготовка, медико-восстановительные мероприятий,
физкультурные мероприятия и спортивные соревнования.

6.Годовой учебно-тренировочный план.
Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки рассчитывается на 52
недели в год.
Учебно-тренировочный
процесс
в
организации,
реализующей
дополнительную
образовательную программу спортивной подготовки, должен вестись в соответствии с годовым
учебно-тренировочным планом (включая период самостоятельной подготовки для обеспечения
непрерывности учебно-тренировочного процесса).
При включении в учебно-тренировочный процесс самостоятельной подготовки ее
продолжительность составляет не менее 10% и не более 20% от общего количества часов,
предусмотренных годовым учебно-тренировочным планом организации, реализующей
дополнительную образовательную программу спортивной подготовки.
Продолжительность одного учебно-тренировочного занятия при реализации дополнительной
образовательной программы спортивной подготовки устанавливается в часах и не должна
превышать:
на этапе начальной подготовки - двух часов;
на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) – трех часов.
При проведении более одного учебно-тренировочного занятия в один день суммарная
продолжительность занятий не должна составлять более восьми часов.
В часовой объем учебно-тренировочного занятия входят теоретические, практические,
восстановительные, медико-биологические мероприятия, инструкторская и судейская практика.
Соотношение видов спортивной подготовки и иных мероприятий в структуре учебнотренировочного процесса на этапах спортивной подготовки.

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7

1

Этапы и годы спортивной подготовки
Учебно-тренировочный этап
Этап начальной
(этап спортивной
подготовки
специализации)
До
Свыше
До трех
Свыше трех
года
года
лет
лет
Виды спортивной подготовки и иные
Недельная нагрузка в часах
мероприятия
6
7-8
10-12
12-16
Максимальная продолжительность одного
учебно-тренировочного занятия в часах
2
2
3
3
Наполняемость групп (человек)
10-20
8-16
Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции
Общая физическая подготовка (%)
17-32
15-20
20-75
21-72
Специальная физическая подготовка (%)
21-23
24-27
Участие в спортивных соревнованиях (%)
1-2
2-4
3-6
Техническая подготовка (%)
12-15
13-16
20-24
21-26
Тактическая, теоретическая,
5-8
5-8
6-9
7-10
психологическая подготовка (%)
Инструкторская и судейская практика (%)
2-4
3-6
Медицинские, медико-биологические,
восстановительные мероприятия,
1-2
1-2
2-4
3-5
тестирование и контроль (%)
Для спортивных дисциплин бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба
Общая физическая подготовка (%)
20-75
21-72
40-50
30-41

2
3
4
5
6
7

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7

1.
2.
3.
4.
5.
6.

7.

Специальная физическая подготовка (%)
10-12
Участие в спортивных соревнованиях (%)
1-2
2-4
Техническая подготовка (%)
12-15
13-16
14-18
Тактическая, теоретическая,
5-8
5-8
6-9
психологическая подготовка (%)
Инструкторская и судейская практика (%)
1-4
Медицинские, медико-биологические,
восстановительные мероприятия,
1-2
1-2
2-4
тестирование и контроль (%)
Для спортивных дисциплин прыжки, метания
Общая физическая подготовка (%)
21-31
20-75
21-72
Специальная физическая подготовка (%)
19-24
Участие
1-2
2-4
в спортивных соревнованиях (%)
Техническая подготовка (%)
12-15
13-16
20-24
Тактическая, теоретическая,
5-8
5-8
6-9
психологическая подготовка (%)
Инструкторская
1-4
и судейская практика (%)
Медицинские, медико-биологические,
восстановительные мероприятия,
1-2
1-2
2-4
тестирование
и контроль (%)
Для спортивной дисциплины многоборье
Общая физическая подготовка (%)
21-31
20-75
21-72
Специальная физическая подготовка (%)
19-24
Участие
1-2
2-4
в спортивных соревнованиях (%)
Техническая подготовка (%)
12-15
13-16
20-24
Тактическая, теоретическая,
5-8
5-8
6-9
психологическая подготовка (%)
Инструкторская
1-4
и судейская практика (%)
Медицинские, медико-биологические,
восстановительные мероприятия,
1-2
1-2
2-4
тестирование
и контроль (%)

12-15
3-6
15-20
7-10
3-5
2-4

15-22
20-25
3-6
21-26
7-10
3-6

3-5

15-22
20-25
3-6
21-26
7-10
3-6

3-5

Годовой учебно - тренировочный план МБУДО «Спортивная школа»
по виду спорта «Легкая атлетика»
(с расчетом реализации программы в течение 52 недель в году).
Этапы и годы подготовки
№
п/
п

Этап начальной
подготовки
Виды подготовки и
иные мероприятия

До года

6

Свыше года

Учебно-тренировочный этап
(этап спортивной специализации)
До трех
лет

Недельная нагрузка в часах
7-8
10-12

Свыше трех
лет
12-16

1.
2.
3.
4.

5.

6.

7.

8.
9.
10.

Общая физическая
подготовка
Специальная
физическая подготовка
Участие в спортивных
соревнованиях
Техническая
подготовка
Тактическая,
теоретическая,
психологическая
подготовка
Инструкторская
и
судейская практика
Медицинские, медикобиологические,
восстановительные
мероприятия
Контрольнопереводные
нормативы
Количество часов в
неделю
Количество часов в
год

Максимальная продолжительность одного учебно-тренировочного
занятия в часах
2
2
3
3
Наполняемость групп (человек)
10-20
8-16
До трех лет
Свыше трех лет
ЭНП-1 ЭНП-2 ЭНП-3
УТГ-2
УТГ-4
УТГ-3
УТГ-5
(6 час) (7 час) (8 час) УТГ-1
(11
(14
(10 час)
(12 час.)
(16 час)
час)
час)
130
142
158
165
180
190
185
210
98

106

122

145

160

175

210

240

-

10

15

20

30

35

40

50

60

80

90

144

154

170

220

250

20

20

25

30

35

36

45

48

-

-

-

6

8

8

12

14

2

2

2

4

4

4

6

8

2

4

4

6

6

6

10

12

6

7

8

10

11

12

14

16

312

364

416

520

572

624

728

832

7. Календарный план воспитательной работы.
№
п/п
1.
1.1.

Направление работы

Мероприятия

Профориентационная деятельность
Судейская практика
Участие в спортивных соревнованиях
различного уровня, в рамках которых
предусмотрено:
- практическое и теоретическое изучение и
применение правил вида спорта и
терминологии, принятой в виде спорта;
- приобретение навыков судейства и
проведения спортивных соревнований в
качестве помощника спортивного судьи и
(или) помощника секретаря спортивных
соревнований;
- приобретение навыков самостоятельного
судейства спортивных соревнований;

Сроки
проведения
В течение года

- формирование уважительного отношения к
решениям спортивных судей;
Учебно-тренировочные занятия, в рамках В течение года
которых предусмотрено:
- освоение навыков организации и проведения
учебно-тренировочных занятий в качестве
помощника тренера-преподавателя,
инструктора;
- составление конспекта учебнотренировочного занятия в соответствии с
поставленной задачей;
- формирование навыков наставничества;
- формирование сознательного отношения к
учебно-тренировочному и соревновательному
процессам;
- формирование склонности к педагогической
работе;

1.2.

Инструкторская практика

2.
2.1.

Здоровьесбережение
Организация и проведение
мероприятий, направленных
на формирование здорового
образа жизни

2.2.

Режим питания и отдыха

3.
3.1.

Патриотическое воспитание обучающихся
Теоретическая подготовка
Беседы, встречи, диспуты, другие
(воспитание патриотизма,
мероприятия с приглашением именитых
чувства ответственности
спортсменов, тренеров и ветеранов спорта с
перед Родиной, гордости за обучающимися и иные мероприятия,
свой край, свою Родину,
определяемые организацией, реализующей
уважение государственных дополнительную образовательную программу
символов (герб, флаг, гимн), спортивной подготовки
готовность к служению
Отечеству, его защите на
примере роли, традиций и
развития вида спорта в

Дни здоровья и спорта, в рамках которых В течение года
предусмотрено:
- формирование знаний и умений
в проведении дней здоровья и спорта,
спортивных фестивалей (написание
положений, требований, регламентов к
организации и проведению мероприятий,
ведение протоколов);
- подготовка пропагандистских акций по
формированию здорового образа жизни
средствами различных видов спорта;
В течение года
Практическая деятельность и
восстановительные процессы
обучающихся:
- формирование навыков правильного режима
дня с учетом спортивного режима
(продолжительности учебно-тренировочного
процесса, периодов сна, отдыха,
восстановительных мероприятий после
тренировки, оптимальное питание,
профилактика переутомления и травм,
поддержка физических кондиций, знание
способов закаливания и укрепления
иммунитета);
В течение
года

3.2.

4.
4.1.

современном обществе,
легендарных спортсменов в
Российской Федерации, в
регионе, культура поведения
болельщиков и спортсменов
на соревнованиях)
Практическая подготовка
(участие в физкультурных
мероприятиях
и
спортивных соревнованиях
и иных мероприятиях)

Участие в:
В течение
- физкультурных и спортивно-массовых
года
мероприятиях, спортивных соревнованиях, в
том числе в парадах, церемониях открытия
(закрытия), награждения на указанных
мероприятиях;
- тематических физкультурно-спортивных
праздниках, организуемых в том числе
организацией, реализующей дополнительные
образовательные программы спортивной
подготовки;
Развитие творческого мышления
Практическая подготовка
Семинары, мастер-классы, показательные В течение года
(формирование умений и
выступления для обучающихся,
навыков, способствующих
направленные на:
достижению спортивных
- формирование умений и навыков,
результатов)
способствующих достижению спортивных
результатов;
- развитие навыков юных спортсменов и их
мотивации к формированию культуры
спортивного поведения, воспитания
толерантности и взаимоуважения;
- правомерное поведение болельщиков;
- расширение общего кругозора юных
спортсменов;

8.

План мероприятий, направленный на предотвращение допинга в спорте
и борьбу с ним

Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе
использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни
субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте.
Предотвращение допинга в спорте и борьба с ним осуществляются в соответствии с
общероссийскими антидопинговыми правилами, утвержденными федеральным органом
исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговыми правилами,
утвержденными международными антидопинговыми организациями.
В Учреждении осуществляется реализация мер по предотвращению допинга в спорте и борьбе с
ним, в том числе ежегодно проводятся с обучающимися занятия, на которых до них доводятся
сведения о последствиях допинга в спорте для здоровья обучающихся, об ответственности за
нарушение антидопинговых правил.
Меры, направленные на предотвращение применения допинга в спорте и борьбе с ним, включают
следующие мероприятия:
 проведение ежегодных семинаров/лекций/уроков/викторин для спортсменов и персонала
спортсменов, а также родительских собраний;
 ежегодное обучение ответственных за антидопинговое обучение в организациях,
осуществляющих спортивную подготовку;

 ежегодная оценка уровня знаний.
Всемирный антидопинговый Кодекс является основополагающим и универсальным документом,
на котором основывается Всемирная антидопинговая программа в спорте. Антидопинговые
правила, как и правила соревнований, являются спортивными правилами, по которым проводятся
соревнования. Спортсмены принимают эти правила как условие участия в соревнованиях и
обязаны их соблюдать.
Допинг определяется как совершение одного или нескольких нарушений антидопинговых правил.
К нарушениям антидопинговых правил относятся:
1. Наличие запрещенной субстанции, или ее метаболитов, или маркеров в пробе, взятой у
спортсмена.
2. Использование или попытка использования спортсменом запрещенной субстанции или
запрещенного метода.
3. Уклонение, отказ или неявка спортсмена на процедуру сдачи проб.
4. Нарушение спортсменом порядка предоставления информации о местонахождении.
5.Фальсификация или попытка фальсификации любой составляющей допинг-контроля со
стороны спортсмена или иного лица.
6. Обладание запрещенной субстанцией или запрещенным методом со стороны спортсмена или
персонала спортсмена.
7. Распространение или попытка распространения любой запрещенной субстанции или
запрещенного метода спортсменом или иным лицом.
8. Назначение или попытка назначения спортсменом или иным лицом любому спортсмену в
соревновательном периоде запрещенной субстанции или запрещенного метода, или назначение
или попытка назначения любому спортсмену во внесоревновательном периоде запрещенной
субстанции или запрещенного метода, запрещенного во внесоревновательный период.
9. Соучастие или попытка соучастия со стороны спортсмена или иного лица.
10. Запрещенное сотрудничество со стороны спортсмена или иного лица.
11. Действия спортсмена или иного лица, направленные на воспрепятствование или
преследование за предоставление информации уполномоченным органам.
В отношении спортсмена действует «принцип строгой ответственности». Персональной
обязанностью каждого спортсмена является недопущение попадания запрещенной субстанции в
его организм, а также неиспользование запрещенного метода. Всемирное антидопинговое
агентство обращает особое внимание на использование спортсменами пищевых добавок, так как
во многих странах правительства не регулируют соответствующим образом их производство. Это
означает, что ингредиенты, входящие в состав препарата, могут не соответствовать субстанциям,
указанным на его упаковке.
План мероприятий, направленный на предотвращение
допинга в спорте и борьбу с ним
Этап
Содержание мероприятия и его
спортивной
форма
подготовки
Этап начальной Теоретическое занятие
подготовки
«Определение допинга и виды
нарушений антидопинговых
правил»
Теоретическое занятие
«Последствия допинга в спорте
для здоровья спортсменов»

Сроки
проведения

Рекомендации по
проведению мероприятий

1 раз в год.

Обучающимся даются
начальные знания по
тематике;

1 раз в год.

Обучающимся даются
начальные знания по
тематике;

Теоретическое занятие
«Ответственность за нарушение
антидопинговых правил»
Физкультурно-спортивное
мероприятие «Честная игра»
Онлайн обучение на сайте
«Русада»

Участие в региональных
антидопинговых мероприятиях

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивной
специализации)

Теоретическое занятие «Виды
нарушений антидопинговых
правил»
Теоретическое занятие
«Последствия допинга в спорте
для здоровья спортсменов»
Теоретическое занятие
«Ответственность за нарушение
антидопинговых правил»
Практическое занятие «Проверка
лекарственных препаратов
(знакомство с международным
стандартом «Запрещенный
список»
Физкультурно-спортивное
мероприятие «Честная игра»
Онлайн обучение на сайте
«Русада»

Участие в региональных
антидопинговых мероприятиях

9.

1 раз в год.

Обучающимся даются
начальные знания по
тематике;
1-2 раз в
Составление отчета о
год.
проведении мероприятия.
1 раз в год. Прохождение онлайн курса-это неотъемлемая
часть системы
антидопингового
образования.
По
По согласованию с
назначению ответственным за
антидопинговое
обеспечение в регионе
1-2 раз в
Обучающимся даются
год.
углубленные знания по
тематике;
1 раз в год. Обучающимся даются
углубленные знания по
тематике;
1 раз в год. Обучающимся даются
углубленные знания по
тематике;
1 раз в год. Обучающимся даются
углубленные знания по
тематике;

1-2 раз в
год.
1 раз в год.

Составление отчета о
проведении мероприятия.
Прохождение онлайн курса-это неотъемлемая
часть системы
антидопингового
образования.
По
По согласованию с
назначению ответственным за
антидопинговое
обеспечение в регионе

Планы инструкторской и судейской практики

Инструкторская и судейская практика проводится с целью получения обучающимися знаний и
навыков инструктора по спорту и судьи по спорту для последующего привлечения к
инструкторской и судейской работе.
Целесообразно начинать инструкторско-судейскую практику на учебно-тренировочном этапе и
продолжать на последующих этапах подготовки.

1. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации): Обучающиеся должны
освоить следующие навыки инструкторской работы:
- Уметь построить группу и подать основные команды.
- Уметь составить конспект и провести разминку в группе.
- Уметь определить и исправить ошибку в выполнении приемов у товарища.
- Уметь провести подготовку команды к соревнованиям.
Для получения звания судьи по спорту каждый должен освоить следующие навыки: - Уметь вести
протокол соревнования.
- Участвовать в судействе совместно с тренером-преподавателем.
- Вести судейство самостоятельно.
- Участие в судействе официальных соревнований в составе секретариата.
- Уметь судить в качестве судьи на ринге.

Этап спортивной
подготовки

Учебнотренировочный этап

План инструкторской и судейской практики
Мероприятия
Сроки
Рекомендации по
проведения
проведению мероприятий
Инструкторская практика
Теоретические занятия В течение года
Научить обучающихся
начальным знаниям
спортивной терминологии,
умению составлять конспект
отдельны х частей занятия
Практические занятия В течение года
Проведение обучающимися
отдельных частей занятия в
своей группе с
использованием спортивной
терминологии, показом
технических элементов,
умение выявлять ошибки.
Судейская практика
Теоретические занятия В течение года
Уделять внимание знаниям
правил вида спорта, умению
решать ситуативные
вопросы.
Практические занятия В течение года
Необходимо постепенное
приобретение практических
знаний обучающимися
начиная с судейства на
учебно-тренировочном
занятии с последующим
участием в судействе
внутришкольных и иных
спортивных мероприятий.
Стремиться получить
квалификационную
категорию спортивного
судьи «юный спортивный

судья»

10. Планы медицинских, медико-биологических мероприятий и применения
восстановительных средств
Медико-восстановительные мероприятия проводятся с целью медико-биологического
сопровождения,
медицинского
обеспечения,
осуществления
восстановительных
и
реабилитационных мероприятий, организации спортивного питания (возмещение энергозатрат,
фармакологическое обеспечение).
Организация осуществляет контроль за прохождением обучающимися медицинского
обследования в медицинских организациях, осуществляющие проведение медицинских осмотров
лиц, занимающихся физической культурой и спортом на этапах спортивной подготовки.
Правила организации оказания медицинской помощи обучающимся (в том числе при
подготовке и проведении физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая
порядок медицинского осмотра, установлены приказом Минздрава России.
Систематический контроль за состоянием здоровья обучающихся (в том числе при подготовке и
проведении мероприятий), включает предварительные (при определении допуска к мероприятиям)
и периодические медицинские осмотры (в том числе по углубленной программе медицинского
обследования); этапные и текущие медицинские обследования; врачебно-педагогические
наблюдения. Основанием для допуска обучающегося к учебно-тренировочным занятиям на этапе
начальной подготовки является наличие у него медицинского заключения с установленной первой
или второй группой здоровья, выданного по результатам профилактического медицинского
осмотра или диспансеризации согласно возрастной группе в соответствии с приказами Минздрава
России. Основанием для допуска обучающихся к учебно-тренировочным занятиям начиная с
тренировочного этапа спортивной подготовки (этап спортивной специализации) является наличие
медицинского заключения о допуске к тренировочным мероприятиям и к участию в спортивных
соревнованиях.
Все многочисленные средства восстановления подразделяются на три группы: педагогические,
психологические, медико-биологические.
Педагогические средства восстановления: Наиболее естественными из всех используемых
средства восстановления являются педагогические. Применение этих средств предполагает, как
использование отдельных упражнений (бег трусцой, ходьба, плавание, упражнения на гибкость,
расслабление и пр.), так и грамотное построение тренировки в занятии, микро-, мезо - и
макроциклах.
Психологические средства восстановления: К психологическим средствам относятся:
- аутогенная тренировка;
- психопрофилактика;
- психомышечная тренировка, внушение, мышечная релаксация, сон, отдых;
-психорегулирующая тренировка, активизирующая терапия, специально отвлекающие факторы,
интенсивный индивидуальный или коллективный отдых, исключение отрицательных эмоций.
Медико-биологические
средства
восстановления
Медико-биологические
средства
восстановления включают: рациональное питание, витаминизацию, массаж и его разновидности,
спортивные растирки, физиотерапию, фармакологические и растительные средства.
В связи с этим выбор восстановительных средств в том или ином случае должен быть
индивидуальным для каждого обучающегося.
Учебно-тренировочный этап (до 2-х лет подготовки) - восстановление работоспособности
происходит, главным образом, естественным путем: чередованием учебно-тренировочных дней и
дней отдыха; постепенным возрастанием объема и интенсивности учебно-тренировочных

нагрузок; проведением занятий в игровой форме. К гигиеническим и медико-биологическим
средствам следует отнести: душ, теплые ванны, водные процедуры закаливающего характера,
прогулки на свежем воздухе, соблюдение режима дня и питания, витаминизацию организма.
Учебно-тренировочный этап (свыше 2-х лет подготовки) - основными являются педагогические
средства восстановления, т.е. рациональное построение тренировки и соответствие ее объема и
интенсивности функциональному состоянию организма обучающегося; необходимо оптимальное
соотношение нагрузок и отдыха, как в отдельном учебно-тренировочном занятии, так и на этапах
годичного цикла. Из медико- биологических средств восстановления: витаминизация,
физиотерапия, гидротерапия, все виды массажа, русская парная баня и сауна.

Планы медицинских, медико-биологических мероприятий
и применения восстановительных средств
Этап спортивной Мероприятия
Сроки проведения
подготовки
Этап начальной
Врачебно-педагогические наблюдения
В течение года
подготовки (по
Предварительные медицинские осмотры
При определении допуска к
всем годам)
мероприятиям
Периодические медицинские осмотры
1 раз в 12 месяцев
Этапные и текущие медицинские обследования
В течение года
Применение медико-биологических средств
В течение года
Применение педагогических средств
В течение года
Применение психологических средств
В течение года
Применение гигиенических средств
В течение года
УчебноВрачебно-педагогические наблюдения
В течение года
тренировочный
Предварительные медицинские осмотры
При определении допуска к
этап
(этап
мероприятиям
спортивной
Периодические медицинские осмотры (в том 1 раз в 12 месяцев
специализации)
числе по углубленной программе медицинского
по всем годам.
обследования)
Этапные и текущие медицинские обследования
В течение года
Применение медико-биологических средств
Применение педагогических средств
Применение психологических средств
Применение гигиенических средств

В течение года
В течение года
В течение года
В течение года

III. Система контроля
11. По итогам освоения Программы применительно к этапам спортивной подготовки лицу,
проходящему спортивную подготовку (далее – обучающийся), необходимо выполнить следующие
требования к результатам прохождения Программы, в том числе, к участию в спортивных
соревнованиях:
11.1 На этапе начальной подготовки:
 изучить основы безопасного поведения при занятиях спортом;
 повысить уровень физической подготовленности;
 овладеть основами техники вида спорта «легкая атлетика»;
 получить общие знания об антидопинговых правилах;




соблюдать антидопинговые правила;
принять участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже муниципального
уровня, начиная со второго года;
 ежегодно
выполнять
контрольно-переводные
нормативы
(испытания)
по видам спортивной подготовки;
 получить уровень спортивной квалификации (спортивный разряд), необходимый для
зачисления и перевода на учебно-тренировочной этап (этап спортивной специализации).
11.2. На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
 повышать
уровень
физической,
технической,
тактической,
теоретической
и психологической подготовленности;
 изучить правила безопасности при занятиях видом спорта «легкая атлетика» и успешно
применять их в ходе проведения учебно-тренировочных занятий и участия в спортивных
соревнованиях;
 соблюдать режим учебно-тренировочных занятий;
 изучить основные методы саморегуляции и самоконтроля;
 овладеть общими теоретическими знаниями о правилах вида спорта «легкая атлетика»;
 изучить антидопинговые правила;
 соблюдать антидопинговые правила и не иметь их нарушений;
 ежегодно
выполнять
контрольно-переводные
нормативы
(испытания)
по видам спортивной подготовки;
 принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных
соревнований муниципального образования на первом, втором и третьем году;
 принимать участие в официальных спортивных соревнованиях не ниже уровня спортивных
соревнований субъекта Российской Федерации, начиная с четвертого года;
12. Оценка результатов освоения Программы сопровождается аттестацией обучающихся,
проводимой организацией, реализующей Программу, на основе разработанных комплексов
контрольных
упражнений,
перечня
тестов
и (или) вопросов по видам подготовки, не связанным с физическими нагрузками (далее – тесты), а
также с учетом результатов участия обучающегося в спортивных соревнованиях и достижения им
соответствующего уровня спортивной квалификации.
13.
Контрольные
и
контрольно-переводные
нормативы
(испытания)
по видам спортивной подготовки
Нормативы физической подготовки и иные спортивные нормативы обучающихся, на этапах
спортивной подготовки, уровень их спортивной квалификации (спортивные разряды и спортивные
звания) учитывают их возраст, пол, а также особенности вида спорта «Легкая атлетика» и
включают нормативы общей физической и специальной физической подготовки и уровень
спортивной квалификации (спортивные разряды и спортивные звания) для зачисления и перевода
на следующий и (или) соответствующий этап спортивной подготовки по виду спорта.
Нормативы общей физической подготовки для зачисления и перевода на этап начальной
подготовки по виду спорта «легкая атлетика»
№
п/п

Упражнения

Единица
измерения

1.1.

Челночный бег 3x10 м

с

1.2.

Сгибание и разгибание

количество

Норматив до года
обучения
мальчики
девочки
не более
9,6
9,9
не менее

Норматив свыше года
обучения
мальчики
девочки
не более
9,3
9,5
не менее

1.3.
1.4.
1.5.

1.6.

1.7.

рук в упоре лежа на полу
Прыжок в длину
с места толчком двумя
ногами
Прыжки через скакалку
в течение 30 с
Метание мяча весом 150 г
Наклон вперед
из положения стоя
на гимнастической скамье
(от уровня скамьи)
Бег (кросс) на 2 км (бег
по пересеченной
местности)

раз

10

5

13

не менее
см
количество
раз
м

130

не менее
120

140

не менее
25

30

30

+2

35
не менее

13

22

не менее
см

130

не менее

не менее
24

7

15
не менее

+3

+4

+5
не более

мин, с

без учета времени

16.00

17.30

Нормативы общей физической и специальной физической подготовки
и уровень спортивной квалификации (спортивные разряды) для зачисления и перевода на
учебно-тренировочный этап (этап спортивной специализации) по виду спорта «легкая
атлетика»
№
п/п
1.1.
1.2.
1.3.

2.1.
2.2.
2.3.

3.1.
3.2.
3.3.

4.1.
4.2.
4.3.
5.1.

Норматив
Единица
измерения
юноши
девушки
1. Для спортивной дисциплины бег на короткие дистанции
не более
Бег на 60 м
с
9,3
10,3
не более
Бег на 150 м
с
25,5
27,8
не менее
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
см
190
180
2. Для спортивных дисциплин бег на средние и длинные дистанции, спортивная ходьба
не более
Бег на 60 м
с
9,5
10,6
не более
Бег на 500 м
мин, с
1.44
2.01
не менее
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
см
170
160
3. Для спортивной дисциплины прыжки
не более
Бег на 60 м
с
9,3
10,5
не менее
Тройной прыжок в длину с места
м, см
5.40
5.10
не менее
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
см
190
180
4. Для спортивной дисциплины метания
не более
Бег на 60 м
с
9,6
10,6
не менее
Бросок набивного мяча 3 кг
м
снизу-вперед
10
8
не менее
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами
см
180
170
5. Для спортивной дисциплины многоборье
Бег на 60 м
с
не более
Упражнения

9,5
5.2.

Тройной прыжок в длину с места

м, см

5.3.

Бросок набивного мяча 3 кг
снизу-вперед

м

5.4. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами

6.1.

6.2.

см

10,5
не менее

5.30

5.00
не менее

9

7
не менее

180
170
6. Уровень спортивной квалификации
спортивные разряды – «третий юношеский
Период обучения на этапах спортивной
спортивный разряд», «второй юношеский
подготовки (до трех лет)
спортивный разряд», «первый юношеский
спортивный разряд»
Период обучения на этапах спортивной
подготовки (свыше трех лет)

спортивные разряды – «третий спортивный
разряд», «второй спортивный разряд»,
«первый спортивный разряд»

IV. Рабочая программа по виду спорта (спортивной дисциплине)
14.

Программный материал для учебно-тренировочных занятий
по каждому этапу спортивной подготовки

Результатом реализации программы является:
На этапе начальной подготовки:
-формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;
-формирование широкого круга двигательных умений и навыков;
-освоение основ техники по виду спорта легкая атлетика;
-всестороннее гармоничное развитие физических качеств;
-укрепление здоровья спортсменов;
-отбор перспективных обучающихся для дальнейших занятий по виду спорта «легкая
атлетика».
Общая физическая подготовка:
а) Средства комплексного воздействия
Общеразвивающие упражнения (ОРУ) для рук и плечевого пояса:
- ОРУ для пальцев и кисти: сжимание пальцев в кулак и разжимание; разведение и сведение
пальцев; движения из упоров стоя или лежа с опорой на кончики пальцев.
- ОРУ для увеличения подвижности в суставах: движение кистями с переплетенными пальцами
(ладони на себя - ладони от себя, «волна» кистями в лицевой плоскости); руки вверх, упор
ладонью о ладонь пальцами кверху, опускание рук вдоль тела, не меняя положения кистей; хлопки
в ладоши в положении локти в стороны, пальцы вперед вверх; в упорах лежа, лежа сзади, сидя
сзади перенесение тяжести тела с руки на руку, меняя положение кистей: пальцы внутрь, наружу,
вперед, назад; в упорах присев, сидя на пятках опора на тыльную сторону кисти пальцами к себе,
опора на пальцы, с выгибанием кисти кверху.
- ОРУ для сгибателей и разгибателей предплечья: сгибания-разгибания рук в упорах лежа, сидя;
переходы переступанием на руках из одних положений упоров в другие, прыжки на руках в
упорах.
- ОРУ для увеличения подвижности в плечевых суставах: рывковые движения прямыми и
согнутыми руками в стороны, вверх, назад; то же в сочетании с наклонами, поворотами туловища;
вращательные движения в плечевых суставах прямыми или согнутыми руками; пружинящие

движения сгибая ноги из упора лежа сзади; пружинящие наклоны в упоре стоя на коленях, руки
далеко вперед; прогибания в упоре лежа сзади ноги врозь с опорой на одну руку; мост.
- ОРУ на расслабление мышц рук и плечевого пояса: свободные дугообразные движения руками в
сочетании с полуприседами, выпадами, полунаклонами; последовательное расслабление мышц
рук после напряженного принятия определенного положения; размахивание свободно висящими
руками путем поворота туловища; встряхивание кистями, предплечьями, плечами в различных
исходных положениях; последовательные или одновременные движения руками с акцентом на
расслабление в момент опускания.
- ОРУ для мышц бедра: приседание на двух и на одной ноге; ходьба в полуприседе; прыжки из
полуприседов; наклоны с прямым туловищем из стойки на коленях; вставание на колени и с
колен; сгибания-разгибания в коленных суставах в положении лежа на животе.
- ОРУ для мышц таза: поднимание таза из упора сидя; «ходьба» в седе; поднимание таза из
положения лежа на спине.
- ОРУ для увеличения подвижности в тазобедренных суставах: вращения тазом в стойке ноги
врозь; пружинящие покачивания в выпадах; махи ногами; приседания в стойке ноги врозь, ноги
развернуты наружу; наклоны в положении седа ноги вместе, седа ноги врозь; полушпагат, шпагат;
пружинящие наклоны или движения ногами с захватом.
- ОРУ для расслабления мышц ног: свободные махи ногами; потряхивания ногами в упоре сидя
углом или лежа на спине углом; поочередные сгибания и разгибания ног в упоре сидя
скольжением по полу с акцентом на расслабление; свободные скрестные движения голенями,
потряхивания стопами и голенями в положении лежа на животе; чередование напряжений и
расслаблений мышц ног в положениях сидя, лежа (ногу напряженно поднять, сгибая,
расслабленно опустить).
Общеразвивающие упражнения для мышц ног, туловища и шеи:
- ОРУ для стопы и голени: поднимание на носки, на пятки (в стойках, в упорах стоя); ходьба на
носках, на пятках; подскоки на одной и двух ногах; движения стопой на себя - от себя в
упражнениях, связанных с движением ногами из исходного положения сидя, лежа.
- ОРУ для увеличения подвижности в суставах: сгибания, разгибания, вращения стопой в упоре
сидя; то же, помогая себе руками; из упора на пятках пружинящие движения, отрывая таз от пола;
в положении выпада пружинящие движения, постараться коснуться пола пяткой находящейся
сзади ноги; в стойке ноги врозь перенесение тяжести тела на внешнюю и внутреннюю части стопы
(с ноги на ногу).
- ОРУ для мышц туловища: движения ногами в упорах сидя (сгибания- разгибания, подниманияопускания, разведения-сведения); поднимание туловища в сед из положения лежа на спине;
поднимание ног в положении лежа на спине; одновременные движения ногами и туловищем из
положения лежа на спине; поднимание туловища из положения лежа на животе; поднимание ног
из положения лежа на животе; одновременное поднимание туловища и ног из этого же положения;
из положения ноги врозь приседы с поворотами туловища и касанием руками пяток; из стойки на
коленях ноги врозь повороты туловища с касанием пятки разноименной рукой; из седа ноги врозь
повороты с опорой на одну руку в упор лежа боком; поднимание- опускание таза в упоре лежа
боком.
- ОРУ для увеличения подвижности позвоночника: наклоны назад из стойки ноги врозь;
прогибания с упором на руки из положения лежа на животе; мост; пружинящие наклоны вперед в
положениях стоя, сидя; пружинящие наклоны туловища в стороны; повороты туловища. - ОРУ для
мышц шеи: в исходном положении руки на голове: наклоны головы вперед, назад, в стороны
преодолевая сопротивление рук; в и.п. стоя на коленях с опорой головой о ладони (на мягкой
опоре), перекаты со лба на затылок; борцовский мост.

- ОРУ для увеличения подвижности в суставах: наклоны головы вперед, назад, в стороны;
повороты головы; круговые движения головой.
- ОРУ для расслабления мышц туловища и шеи: расслабленное «падение» головы вперед, назад, в
стороны, круговые движения головой; покачивания, потряхивания головой и туловищем,
наклонившись вперед; последовательное расслабление шеи, верхней части туловища, всего
туловища; свободные круговые движения туловищем; приподнимание отдельных частей
туловища с последующим расслаблением; чередование напряжений и расслаблений отельных
мышечных групп.
Акробатические и гимнастические упражнения:
- Группировка (сидя, лежа, перекат назад в группировке); кувырки (вперед, назад, вперед со
скрещенными ногами); боковой переворот; упоры (головой в ковер, упор присев, упор лежа); висы
(на согнутых руках, вис лежа - девочки, подтягивание в висе и висе лежа -девочки, перемещение в
висе на перекладине); мост из положения лежа на спине (гимнастический, борцовский); связка
элементов (два кувырка вперед, кувырок вперед -назад, два кувырка назад); равновесие (ходьба с
перешагиванием через предметы, с бросками и ловлей мяча, с отягощением - набивной мяч, диск
от штанги - до кг, повороты в полуприседе, в приседе; лазание по канату в три приема; прыжковые
упражнения через скакалку, в длину с места, выпрыгивание из полуприседа, многоскоки).
Подвижные игры:
В подвижных играх решаются различные задачи.
Образовательные задачи помогают освоить обучающимся различные виды двигательных
действий. Оздоровительные задачи, решаемые при помощи подвижных игр, оказывают
благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата
легкоатлетов. Решение этого вида задач значительно усиливает развитие физических качеств
обучающихся. В процессе подготовки легкоатлетов целесообразно использовать подвижные игры,
сходные по двигательным задачам с тестами для определения физической подготовленности.
Воспитательные задачи направлены на усиление проявления положительных качеств
обучающихся и на формирование полезных привычек (гигиена, режим дня и питания).
Специальная физическая подготовка:
- Специальные беговые упражнения на месте и в движении, со снарядами и без снарядов.
- Специальные прыжковые упражнения на месте в движении, со снарядами без снарядов.
- Специальные упражнения на тренажёрах (для развития силы, скоростно – силовых качеств,
быстроты, выносливости).
- Специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков и метания.
На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации):
-повышение уровня общей и специальной физической, технической, тактической и
психологической подготовки;
-приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных
соревнованиях по виду спорта легкая атлетика;
-формирование спортивной мотивации;
-укрепление здоровья обучающихся.
В учебно-тренировочных группах при планировании подготовки юных легкоатлетов в годичном
цикле необходимо придерживаться следующей периодизации.
С началом подготовительного периода на общеподготовительном этапе должны решаться задачи:
1) повышение уровня разносторонней и специальной физической подготовленности обучающихся;
2) укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы в основном
средствами ОФП.
Задачи на этапе подготовки:
 укрепление здоровья;

 укрепление опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы средствами
общей (ОФП) и специальной (СФП) физической подготовки;
 развитие физических качеств (скоростных, силовых, скоростно-силовых, выносливости);
 обучение основам техники видов легкой атлетики;
 начало участия в соревнованиях по отдельным видам легкоатлетического многоборья;
 овладение основами знаний по тренировке в многоборье;
 начало ведения спортивного дневника и умение анализировать записанные в нем данные.
Разделы подготовки:
Теория: На учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации) используются:
изучение методической литературы по вопросам обучения и тренировки обучающихся
многоборьями, разбор и анализ техники видов легкой атлетики, методов обучения и тренировки,
просмотр видеофильмов, лекции по вопросам тренировки и обучения.
- История развития лёгкой атлетики.
- Лёгкая атлетика в России и в мире
- Гигиена, врачебный контроль, предупреждение травматизма, оказание первой медицинской
помощи
- Краткие сведения о строении и функциях организма человека
- Влияние легкоатлетических упражнений на организм
- Физиологические основы тренировки
- Основы техники видов лёгкой атлетики
- Основы методики обучения и тренировки
- Планирование спортивной тренировки
- Места занятий, оборудование и инвентарь
Общая физическая подготовка: Развитие силы (силовая подготовка)
- Развитие силы основных групп мышц рук, ног, туловища упражнениями с использованием
собственного веса (подтягивание, отжимание, в упоре лежа, поднимание и опускание туловища,
поднимание и опускание ног из различных исходных положений)
- Упражнения с отягощениями (штанга, гантели, набивные мячи, вес партнера)
- Упражнения на снарядах и со снарядами
- Упражнения из других видов спорта
- Подвижные и спортивные игры
Развитие быстроты (скоростная подготовка)
- Виды бега на короткие дистанции, выполнение упражнений или отдельных их элементов в
максимальном темпе в определенный отрезок времени
- Подвижные и спортивные игры
Развитие выносливости
- Кроссы по гладкой и пересеченной местности длительное время
- Упражнения из других видов спорта, выполняемые длительное время (лыжи, коньки, плавание,
ходьба)
- Подвижные спортивные игры
Развитие ловкости (координационная подготовка)
- Выполнение упражнений, требующих тонкой координации движений
- Выполнение упражнений из непривычного /неудобного/ положения
- Подвижные и спортивные игры
Развитие гибкости
- Выполнение упражнений на растяжение, увеличение амплитуды (степени подвижности) в
суставах, упражнение из других видов спорта (гимнастика, акробатика)
Специальная физическая подготовка:

- Специальные беговые упражнения на месте и в движении, со снарядами и без снарядов.
- Специальные прыжковые упражнения на месте в движении, со снарядами без снарядов.
- Специальные упражнения на тренажёрах (для развития силы, скоростно – силовых качеств,
быстроты, выносливости).
- Специальные упражнения для овладения техники: бега, прыжков и метания.
- Специальные упражнения в парах на месте и в движении.
Обучение и совершенствование техники: В процессе тренировок обучающиеся на учебнотренировочном этапе уже знакомы с техникой видов лёгкой атлетики.
На этом этапе необходимо:
- создать чёткое представление о двигательном действии и установку на овладение им;
- научить частям (фазам или элементам) техники действия;
- предупредить или устранить ненужные движения и искажения техники.
Основной акцент ставится на совершенствовании техники двигательного действия.
Соревнования и открытые старты (по календарю)
 Всероссийские соревнования
 Городские соревнования
 Первенства и Чемпионата края
 Чемпионаты и Первенства России
Психологическая подготовка: На этапе учебно-тренировочной подготовки внимание
акцентируется на воспитании спортивного интеллекта, способности к саморегуляции,
формировании волевых черт характера, развитии оперативного мышления и памяти,
специализированных восприятий, создании общей психической подготовленности к
соревнованиям.
Инструкторская - судейская практика: Приобретение навыков судейства и самостоятельной
практики проведения занятий является обязательным для всех групп подготовки, проводится с
целью получения обучающимися звания инструктора и судьи по спорту и последующего
привлечения их к тренерско-преподавательской и судейской работе, а также имеет большое
воспитательное значение у занимающихся воспитывается вкус к наставничеству, сознательное
отношение к тренировочному процессу и уважение к решениям судей.
Навыки организации и проведения занятий и соревнований приобретаются на всем протяжении
многолетней подготовки в процессе теоретических занятий и практической работы в качестве
помощника тренера-преподавателя, инструктора, помощника судьи, секретаря, самостоятельного
судейства.
Врачебный контроль:
Врачебный контроль за обучающимися осуществляется силами врачей врачебно-физкультурного
диспансера. Врачебный контроль является составной частью общего учебно-тренировочного
плана подготовки обучающегося.
Воспитательная работа:
Учебно-тренировочный процесс должен способствовать:
- формированию сознательного, творческого отношения к труду,
- высокой организованности и требовательности к себе,
- чувства ответственности за порученное дело,
- бережного отношения к месту тренировок, спортивным сооружениям,
- спортивной форме, инвентарю.
Главные воспитательные факторы:
- личный пример и педагогическое мастерство тренера-преподавателя;
- четкая творческая организация тренировочной работы;
- формирование и укрепление коллектива;

- правильное моральное стимулирование;
- пример и товарищеская помощь (наставничество) более опытных обучающихся;
- товарищеская взаимопомощь и взаимно требовательность;
Основные цели:
- расширить диапазон двигательного навыка, закрепить специфические ощущения чувство
ритма, темпа;
- выполнение плановых спортивных нормативов;
- создание предпосылок для спортивного совершенствования.
Этап спортивной специализации очень важен, он является естественным логическим
продолжением предыдущего этапа подготовки и направлен на создание специализированной базы
подготовленности легкоатлета. Важной задачей этапа является формирование устойчивой
мотивации к достижению высшего спортивного мастерства. Подготовка на этом этапе требует
значительного увеличения затрат времени, подчинения режима жизни человека достижению
спортивных целей. Одной из основных методических особенностей этапа углубленной
спортивной подготовки является неуклонное повышение объема специализированных средств
подготовки как в абсолютном, так и в относительном соотношении со средствами ОФП.
С 15-16 лет интенсивно увеличивается способность к волевому усилию в связи с развитием
свойств нервной системы. Это создаёт предпосылки для углубленного воспитания специальной
выносливости - способности эффективно выполнять специфическую физическую нагрузку в
«жёстких» временных режимах. Значительная роль в совершенствовании спортивной техники
начинает отводиться соревновательному методу. Вместе с задачами технической подготовки
легкоатлеты активно расширяет свой арсенал тактических элементов и совершенствует их в
условиях соревновательной деятельности.
Благодаря новым организационным формам подготовка начинает осуществляться в условиях
более специализированного режима, позволяющего проводить к концу этапа 2-разовые в течение
дня учебно-тренировочные занятия. Происходит значительное увеличение общего объёма
учебных часов, который в динамике по годам подготовки увеличивается.
Структура годичного цикла подготовки начинает приобретать выраженные черты
подготовительного, соревновательного и переходного периодов. Соревновательный период имеет
относительно более короткую продолжительность, чем на последующих этапах.
Соревновательные микроциклы,
как правило,
чередуются с тренировочными и
восстановительными микроциклами. На этом этапе обучающиеся определяются со своей
спортивной специализаций.
Этот выбор делается вместе с тренером на основе анализа выступления в спортивных
соревнованиях на различных соревнованиях, и углубленных медицинских исследований
определяющих функциональные возможности организма спортсмена. Оптимальные сроки
становления спортивного мастерства предполагают, что легкоатлет, завершая подготовку на этапе
углубленной спортивной подготовки, должен выполнить норму «Кандидат в мастера спорта»
ЕВСК.
15. Учебно-тематический план
Этап
спортивно
й
подготовк
и
Этап
начальной
подготовк

Темы по теоретической
подготовке

Объем
времени
в год
(минут)

Всего на этапе
начальной подготовки
до одного года

≈
120/180

Сроки
проведен
ия

Краткое содержание

и

обучения/ свыше
одного года обучения:
История возникновения
вида спорта и его
развитие

≈ 13/20

сентябрь

Физическая культура –
важное средство
физического развития и
укрепления здоровья
человека

≈ 13/20

октябрь

Гигиенические основы
физической культуры и
спорта, гигиена
обучающихся при
занятиях физической
культурой и спортом

≈ 13/20

ноябрь

Закаливание организма

≈ 13/20

декабрь

Самоконтроль в
процессе занятий
физической культуры и
спортом

≈ 13/20

январь

Теоретические основы
обучения базовым
элементам техники и
тактики вида спорта

≈ 13/20

май

Теоретические основы
судейства. Правила вида
спорта

≈ 14/20

июнь

Зарождение и развитие вида
спорта.
Автобиографии
выдающихся
спортсменов.
Чемпионы
и
призеры
Олимпийских игр.
Понятие
о
физической
культуре и спорте. Формы
физической
культуры.
Физическая
культура
как
средство
воспитания
трудолюбия,
организованности,
воли,
нравственных
качеств
и
жизненно важных умений и
навыков.
Понятие
о
гигиене
и
санитарии. Уход за телом,
полостью рта и зубами.
Гигиенические требования к
одежде и обуви. Соблюдение
гигиены
на
спортивных
объектах.
Знания и основные правила
закаливания.
Закаливание
воздухом, водой, солнцем.
Закаливание
на
занятиях
физической
культуры
и
спортом.
Ознакомление с понятием о
самоконтроле при занятиях
физической
культурой
и
спортом.
Дневник
самоконтроля. Его формы и
содержание.
Понятие
о
травматизме.
Понятие о технических
элементах вида спорта.
Теоретические знания по
технике их выполнения.
Понятийность. Классификация
спортивных
соревнований.
Команды (жесты) спортивных
судей.
Положение
о
спортивном
соревновании.
Организационная работа по
подготовке
спортивных
соревнований.
Состав
и
обязанности
спортивных
судейских
бригад.
Обязанности
и
права
участников
спортивных
соревнований. Система зачета
в спортивных соревнованиях

Учебнотренировочный
этап (этап
спортивно
й
специализ
а-ции)

Режим дня и питание
обучающихся

≈ 14/20

Оборудование и
спортивный инвентарь
по виду спорта

≈ 14/20

Всего на учебнотренировочном этапе
до трех лет обучения/
свыше трех лет
обучения:

≈
600/960

август

ноябрьмай

Роль и место
физической культуры в
формировании
личностных качеств

≈ 70/107

сентябрь

История возникновения
олимпийского движения

≈ 70/107

октябрь

Режим дня и питание
обучающихся

≈ 70/107

ноябрь

Физиологические
основы физической
культуры

≈ 70/107

декабрь

≈ 70/107

январь

≈ 70/107

май

Учет соревновательной
деятельности,
самоанализ
обучающегося
Теоретические основы
технико-тактической
подготовки. Основы

по виду спорта.
Расписание учебнотренировочного и учебного
процесса. Роль питания в
жизнедеятельности.
Рациональное,
сбалансированное питание.
Правила
эксплуатации
и
безопасного
использования
оборудования и спортивного
инвентаря.

Физическая культура и спорт
как социальные феномены.
Спорт – явление культурной
жизни. Роль физической
культуры в формировании
личностных качеств человека.
Воспитание волевых качеств,
уверенности в собственных
силах.
Зарождение
олимпийского
движения.
Возрождение
олимпийской
идеи.
Международный
Олимпийский комитет (МОК).
Расписание
учебнотренировочного и учебного
процесса. Роль питания в
подготовке обучающихся к
спортивным соревнованиям.
Рациональное,
сбалансированное питание.
Спортивная
физиология.
Классификация
различных
видов
мышечной
деятельности.
Физиологическая
характеристика
состояний
организма при спортивной
деятельности.
Физиологические механизмы
развития
двигательных
навыков.
Структура и содержание
Дневника обучающегося.
Классификация и типы
спортивных соревнований.
Понятийность.
Спортивная
техника
и
тактика.
Двигательные представления.

техники вида спорта

Психологическая
подготовка

≈ 60/106

сентябрьапрель

Оборудование,
спортивный инвентарь и
экипировка по виду
спорта

≈ 60/106

декабрьмай

Правила вида спорта

≈ 60/106

декабрьмай

Методика обучения. Метод
использования
слова.
Значение
рациональной
техники
в
достижении
высокого
спортивного
результата.
Характеристика
психологической подготовки.
Общая
психологическая
подготовка. Базовые волевые
качества личности. Системные
волевые качества личности
Классификация спортивного
инвентаря и экипировки для
вида спорта, подготовка к
эксплуатации,
уход
и
хранение.
Подготовка
инвентаря и экипировки к
спортивным соревнованиям.
Деление
участников
по
возрасту и полу. Права и
обязанности
участников
спортивных
соревнований.
Правила
поведения
при
участии
в
спортивных
соревнованиях.

V. Особенности осуществления спортивной подготовки
по отдельным спортивным дисциплинам вида спорта «Легкая атлетика»
16. Особенности осуществления спортивной подготовки по отдельным спортивным дисциплинам
вида спорта «легкая атлетика», содержащим в своем наименовании слово «бег» с указанием
дистанции до 400 м включительно (далее - бег на короткие дистанции), слово «бег» с указанием
дистанции более 400 м (далее - бег на средние и длинные дистанции), слово «ходьба» (далее спортивная ходьба), слово «прыжок» (далее - прыжки); слова «метание» и «толкание» (далее метания), слово «борье» (далее - многоборье), основаны на особенностях вида спорта «легкая
атлетика» и его спортивных дисциплин.
- Реализация дополнительных образовательных программ спортивной подготовки проводится с
учетом этапа спортивной подготовки и спортивных дисциплин вида спорта «легкая атлетика», по
которым осуществляется спортивная подготовка.
- Особенности осуществления спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта
«легкая атлетика» учитываются организациями, реализующими дополнительные образовательные
программы спортивной подготовки, при формировании дополнительных образовательных
программ спортивной подготовки, в том числе годового учебно-тренировочного плана.
- Для зачисления на этап спортивной подготовки лицо, желающее пройти спортивную подготовку,
должно достичь установленного возраста в календарный год зачисления на соответствующий этап
спортивной подготовки.
- В зависимости от условий и организации учебно-тренировочных занятий, а также условий
проведения спортивных соревнований подготовка обучающихся осуществляется на основе
обязательного соблюдения требований безопасности, учитывающих особенности осуществления
спортивной подготовки по спортивным дисциплинам вида спорта «легкая атлетика

VI. Условия реализации дополнительной образовательной программы
спортивной подготовки
17.
Материально-технические условия реализации Программы
Требования к материально-техническим условиям реализации этапов спортивной подготовки
предусматривают (в том числе на основании договоров, заключенных в соответствии с
гражданским законодательством Российской Федерации, существенным условием которых
является право пользования соответствующей материально-технической базой и (или) объектом
инфраструктуры):
наличие беговой дорожки;
наличие места для прыжков, состоящего из дорожки (сектора) для разбега и места (ямы) для
приземления;
наличие места для метания (толкания), состоящего из площадки (на которой расположен круг,
ограниченный кольцом) или дорожки для разбега, с которых производится бросок (толчок), и
сектора или коридора для приземления снарядов;
наличие тренировочного спортивного зала;
наличие тренажерного зала;
наличие раздевалок, душевых;
наличие медицинского пункта, оборудованного в соответствии с приказом Минздрава России от
23.10.2020 N 1144н "Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам,
занимающимся физической культурой и спортом (в том числе при подготовке и проведении
физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий), включая порядок медицинского
осмотра лиц, желающих пройти спортивную подготовку, заниматься физической культурой и
спортом в организациях и (или) выполнить нормативы испытаний (тестов) Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО)" и форм медицинских
заключений о допуске к участию физкультурных и спортивных мероприятиях" обеспечение
оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми для прохождения спортивной
подготовки;
обеспечение спортивной экипировкой;
обеспечение обучающихся проездом к месту проведения спортивных мероприятий и обратно;
обеспечение обучающихся питанием и проживанием в период проведения спортивных
мероприятий;
медицинское обеспечение обучающихся, в том числе организацию систематического
медицинского контроля.
К иным условиям реализации дополнительной образовательной программы спортивной
подготовки относится трудоемкость Программы (объемы времени на ее реализацию) с
обеспечением непрерывности учебно-тренировочного процесса, а также порядок и сроки
формирования учебно-тренировочных групп.
Обеспечение оборудованием и спортивным инвентарем, необходимыми
для прохождения спортивной подготовки
№
п/п
1.
2.
3.
4.

Наименование оборудования и спортивного инвентаря
Барьер легкоатлетический универсальный
Брус для отталкивания
Буфер для остановки ядра
Гантели массивные (от 0,5 до 5 кг)

Единица Количество
измерения изделий
штук
40
штук
1
штук
1
комплект
10

Гантели переменной массы (от 3 до 12 кг)
комплект
10
Гири спортивные (16, 24, 32 кг)
комплект
3
Грабли
штук
2
Доска информационная
штук
2
Измеритель высоты установки планки для прыжков в высоту
штук
2
Колокол сигнальный
штук
1
Конус высотой 15 см
штук
10
Конус высотой 30 см
штук
20
Конь гимнастический
штук
1
Круг для места толкания ядра
штук
1
Мат гимнастический
штук
10
Место приземления для прыжков в высоту
штук
1
Мяч для метания (140 г)
штук
10
Мяч набивной (медицинбол) (от 1 до 5 кг)
комплект
8
Палочка эстафетная
штук
20
Патроны для пистолета стартового
штук
1000
Пистолет стартовый
штук
2
Планка для прыжков в высоту
штук
8
Помост тяжелоатлетический (2,8x2,8 м)
штук
1
Рулетка (10 м)
штук
3
Рулетка (100 м)
штук
2
Рулетка (20 м)
штук
1
Рулетка (50 м)
штук
3
Секундомер
штук
10
Скамейка гимнастическая
штук
20
Скамейка для жима штанги лежа
штук
4
Стартовые колодки
пар
10
Стенка гимнастическая
штук
2
Стойки для приседания со штангой
пар
1
Электромегафон
штук
1
Для спортивных дисциплин бег на короткие дистанции, бег на средние и длинные дистанции,
многоборье
35. Препятствие для бега (3,96 м)
штук
3
36. Препятствие для бега (5 м)
штук
1
37. Препятствие для бега (3,66 м)
штук
1
Для спортивных дисциплин прыжки, многоборье
38. Измеритель высоты установки планки для прыжков с шестом
штук
2
39. Место приземления для прыжков с шестом
штук
1
40. Планка для прыжков с шестом
штук
10
Покрышка непромокаемая для мест приземления при прыжках с
41.
штук
1
шестом
42. Рогулька для подъема планки при прыжках с шестом
пар
2
43. Стойки для прыжков с шестом
пар
1
44. Ящик для упора шеста
штук
1
Для спортивных дисциплин метания, многоборье
45. Диск массой 1,0 кг
штук
20

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.

№
п/п

Диск массой 1,5 кг
Диск массой 1,75 кг
Диск массой 2,0 кг
Диски обрезиненные (от 0,5 до 2,0 кг)
Копье массой 600 г
Копье массой 700 г
Копье массой 800 г
Круг для места метания диска
Круг для места метания молота
Молот массой 3,0 кг
Молот массой 4,0 кг
Молот массой 5,0 кг
Молот массой 6,0 кг
Молот массой 7,26 кг
Ограждение для метания диска
Ограждение для метания молота
Сетка для ограждения места тренировки метаний в помещении
Ядро массой 3,0 кг
Ядро массой 4,0 кг
Ядро массой 5,0 кг
Ядро массой 6,0 кг
Ядро массой 7,26 кг

6.
7.

срок
эксплуатац
ии (лет)

5.

Костюм ветрозащитный
Костюм спортивный
парадный
Кроссовки
легкоатлетические
Майка легкоатлетическая
Обувь для метания диска и
молота
Обувь для толкания ядра
Перчатки для метания

количество

4.

20
20
20
1
1
10
10
10
10
10
1
1
1
20
20
10
10
20

срок
эксплуатац
ии (лет)

3.

3

количество

2.

10
15
20

Обеспечение спортивной экипировкой
Спортивная экипировка, передаваемая в индивидуальное пользование
Этапы спортивной подготовки
УчебноЭтап
тренировочный
начальной
этап (этап
Едини
подготовки
спортивной
ца
Наименование
Расчетная единица
специализации)
измере
ния

1.

штук
штук
штук
комплек
т
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук
штук

штук

на обучающегося

-

-

1

2

штук

на обучающегося

-

-

1

2

пар

на обучающегося

-

-

2

1

штук

на обучающегося

-

-

1

1

пар

на обучающегося

-

-

2

1

пар
пар

на обучающегося
на обучающегося

-

-

2
2

1
1

8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

молота
Трусы легкоатлетические
Шиповки для бега на
короткие дистанции
Шиповки для бега на
средние и длинные
дистанции
Шиповки для бега с
препятствиями «стипльчеза»
Шиповки для метания копья
Шиповки для прыжков в
высоту
Шиповки для прыжков в
длину и прыжков с шестом
Шиповки для тройного
прыжка
18.

штук

на обучающегося

1

1

1

1

пар

на обучающегося

1

1

2

1

пар

на обучающегося

1

1

2

1

пар

на обучающегося

1

1

2

1

пар

на обучающегося

-

-

2

1

пар

на обучающегося

-

-

2

1

пар

на обучающегося

-

-

2

1

пар

на обучающегося

-

-

2

1

Кадровые условия реализации Программы

Спортивная подготовка осуществляется работниками, уровень квалификации которых
соответствует требованиям, установленным:
а) профессиональными стандартами «Тренер-преподаватель» (приказ Минтруда России от
24.12.2020 № 952н), «Тренер» (приказ Минтруда России от 28.03.2019 № 191н), «Специалист по
инструкторской и методической работе в области физической культуры и спорта» (приказ
Минтруда России от 21.04.2022 № 237н), или
б) Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и
служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области
физической культуры и спорта» (приказ Минздравсоцразвития России от 15.08.2011 № 916н).
Непрерывность профессионального развития тренеров-преподавателей обеспечивается
повышением квалификации не реже чем один раз в три года.
Для проведения учебно-тренировочных занятий и участия в официальных спортивных
соревнованиях на учебно-тренировочном этапе (этапе спортивной специализации), кроме
основного тренера-преподавателя, допускается привлечение тренера-преподавателя по видам
спортивной подготовки, с учетом специфики вида спорта «легкая атлетика», а также на всех
этапах спортивной подготовки привлечение иных специалистов (при условии их одновременной
работы с обучающимися).
19. Информационно-методические условия реализации Программы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Примерные программы спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ по
легкой атлетике:
1.1. Бег на средние и длинные дистанции (издательство «Советский спорт», 2004);
1.2. Барьерный бег (издательство «Советский спорт», 2004);
1.3. Бег на короткие дистанции (издательство «Советский спорт», 2003);
многоборье (издательство «Советский спорт», 2005); 2. Библиотечка тренера:

2.1. В.Б.Зеличенок «Подготовка юных легкоатлетов» (издательство «Терра-спорт», 2000);
2.2. В.Б.Зеличенок «Бег на длинные дистанции» (издательство «Терра-спорт», 2003);
2.3. М.Шур «Прыжок в высоту» (издательство «Терра-спорт», 2003);
2.4. В.Б.Попов «Прыжок в длину: многолетняя подготовка» (издательство «Терра-спорт», 2001);
2.5. В.В.Тюпа «Биомеханические основы техники спортивной ходьбы и бега» (издательство
«Олимпия», 2009);
2.6. В.М.Маслаков «Эстафетный бег» (издательство «Олимпия», 2009);
2.7. М. и В. Степановы «Барьерный бег на 400 метров: на дистанции женщины» (издательство
«Терра-спорт», 2002);
2.8. И.Тер-Ованесян «Подготовка легкоатлета: современный взгляд» (издательство «Терра-спорт»,
2000);
2.9. В.Б.Зеличенок «Легкая атлетика: критерии отбора» (издательство «Терра-спорт», 2000);
2.10. В.Б.Попов «555 специальных упражнений в подготовке легкоатлетов» (издательство «Терраспорт», 2002);
3. Л.В.Былеева «Подвижные игры» (учебное пособие, практический материал) (издательство
«СпортАкадемПресс», 2002);
4. В.Г.Алабин «Тренажеры и специальные упражнения в легкой атлетике» (издательство
«Физкультура и спорт», 1982);
5. В.Н.Селуянов, М.П.Шестаков «Определение одаренностей и поиск талантов в спорте»
(издательство «СпортАкадемПресс», 2000);
6. В.А.Креер, В.Б.Попов «Легкоатлетические прыжки» (издательство «Физкультура и спорт»,
1986);
7. Н.Озолин «Настольная книга тренера» (издательство «АСТ», 2003);
8. А.И.Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В.Сидорчук «Легкая атлетика», учебное пособие (издательский
центр «Академия», 2005);
9. Ж.К.Холодов, В.С.Кузнецов «Теория и методика физического воспитания и спорта»
(издательский центр «Академия», 2000);
10. В.И.Лахов «Организация и судейство соревнований по легкой атлетике» (издательство
«Советский спорт», 2004). 11. Литература по антидопинговым мероприятиям:
11.1. Агитационные материалы для антидопинговой работы с молодыми спортсменами:
методическая разработка / А.Г.Грецов, Т.А.Бедарева. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2014. – 10 с. –
УДК 796.011.5.
11.2. Без наркотиков и допинга: методические рекомендации для молодежи / А.Г.Грецов. – СПб:
ФГБУ СПбНИИФК, 2016. – 40 с. - ISBN 978-5-9906923-8-1.
11.3. Мы за честный спорт. Беседы о допинге: информационнометодическое пособие / А.Г.Грецов;
иллюстрации Т.А.Бедаревой. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2014. – 51 с. – УДК 796.011.5.
11.4. Первичная профилактика применения допинга в современном спорте. Образовательная
программа для учащихся учебно-тренировочных групп учреждений дополнительного
физкультурного образования и 10-11 спортивных классов общеобразовательных школ:
методические рекомендации к образовательной программе для тренеров ДЮСШ и СДЮШОР,
УОР, учителей физической культуры / К.А.Бадрак; ФГБУ СПбНИИФК. – СПб: Издательство ООО
«АртЭго», 2011. – 64 с. ISBN 978-5-91014-030-5.
11.5. Радуйся честной победе: информационно-методические материалы для подростков и
молодежи / А.Г.Грецов; под ред. О.М.Шелкова. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2011. – 64 с. – ISBN
978-5-91014-036-7. 89
11.6. Спорт – путь к силе: методические рекомендации для подростков и молодежи / А.Г.Грецов. –
СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2015. – 52 с. – ISBN 987-5- 9906922-5-1.

11.7. Спорт – путь к привлекательности: методические рекомендации для подростков и молодежи /
А.Г.Грецов. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2015. – 52 с. – ISBN 978-5-9906922-4-4.
11.8. Стань победителем: методические рекомендации для молодежи / А.Г.Грецов. – СПб: ФГБУ
СПбНИИФК, 2016. – 52 с. – ISBN 978-5-9906923-0-0.
11.9. Твой выбор – здоровый образ жизни: методические рекомендации для подростков и
молодежи / А.Г.Грецов. – СПб: ФГБУ СПбНИИФК, 2015. – 56 с. – ISBN 978-5-9906922-6-8.
11.10. Допинг и проблемы с ним связанные: антидопинговое пособие. – FISU. – 2015. – 113 c.
URL:http://sport.urfu.ru/fileadmin/user_upload/common_files/sport/docs/pages/AntiDop ing_Textbook__Russian_-_2015.pdf.
Перечень Интернет-ресурсов, необходимых для использования в работе лицами,
осуществляющими спортивную подготовку, и при прохождении спортивной подготовки
лицами, проходящими спортивную подготовку.
1. Министерство спорта РФ www.minsport.gov.ru
2. Министерство образования и науки РФ http://минобрнауки.рф/
3. Министерство спорта, туризма и молодежной политики - www.minstm.gov.ru
4. https://edu.gov.ru/-сайт Минпросвещения России.
5. http://www.rusada.ru (РУСАДА).
6. Олимпийский комитет России (http://www.roc.ru/).
7. Международный олимпийский комитет (http://www.olymp)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».